Не смотря на то, что серфинг стал олимпийским видом спорта, он до сих пор обойден вниманием классической спортивной прессы в России. Спасибо Спорт Экспресс, что ищете новые темы и показываете что-то новое для своей аудитории.
Я помню, как в универе я постоянно читал СЭ по дороге на лекции. Для меня не было сомнений, что это лучшая газета о спорте) Я не то что не мог поверить. Даже не думал тогда, что мне будет о чем рассказать такому изданию. И хоть сейчас все ушло в онлайн, от того не менее приятно попасть на эти страницы.
Автор: Антон Бабошин
Один из самых известных серферов, путешественник и амбассадор марки Volkswagen Коммерческие автомобили в России — о том, как увлекся серфингом, местах для катания, путешествиях и «приличном чемодане».
Застать Расшиваева в России очень непросто — он постоянно в пути. Совсем недавно был в Доминикане, а едва прилетев, сел в свой Volkswagen Multivan и отправился на сборы национальной команды в Португалию. Преодолел почти 4,5 тысячи км и покоряет волны в местечке Кашкаиш. Там мы его и нашли.
— Сергей, вы в разные годы занимались горными лыжами и сноубордом, дайвингом, катались на велосипеде и роликовых коньках — откуда такая страсть к экстремальным видам спорта?
— В 1991 году, когда в стране только начинали появляться первые видеомагнитофоны, вышел легендарный фильм «На гребне волны» с Киану Ривзом. Помню, увидел его — и обалдел. Он и решил мою судьбу. Появилась мечта заниматься серфингом, хотя я думал, что это бывает только в Америке, Австралии и где-нибудь на Гавайях. Я тогда, как многие дети, подумывал стать космонавтом — вот как это сделать, было понятно, а с серфингом нет. Но дух экстремальных видов спорта меня зацепил — они у меня ассоциировались с чем-то молодежным, классным. И я начал заниматься всем, что мне было доступно. Больше всего времени посвятил сноуборду. Потом сломал руку и решил попробовать горные лыжи — фрирайд, фристайл, тогда все это только набирало обороты.
— А как вернулись к серфингу?
— Совершенно случайно. Коллега по работе сказал, что едет в Португалию кататься. Я удивился — какие там могут быть волны? А он говорит: «Ну это же океан». И тут понимаю, какой же я балбес — будучи океанологом по образованию, даже не подумал о таком. Посмотрел билеты, и через неделю уже был на доске. Это, на самом деле, классическая история о том, как люди сами себе ставят какие-то ограничения — я по незнанию решил, что это несбыточная мечта. А все было на поверхности.
От андерграунда до «Вечернего Урганта»
— Вы — легенда российского серфинга, были и чемпионом России, и главой национальной федерации. Что для вас сложнее — выигрывать турниры или решать различные административные вопросы?
— На этот вопрос у меня ответ однозначный. Я в первую очередь спортсмен. В какой-то момент федерация осталась без руководителя — у прежнего как-то остыл интерес к работе. Сам особо не хотел на этот пост, но ребята решили, что я из всех нас самый ответственный. А может, просто не смог им отказать. Я подумал и взялся за это. Но когда пришло время и истек мой четырехлетний срок, то решение не выдвигаться на следующий было четким.
— Тяжело совмещать две карьеры?
— Если я выигрывал, то в соцсетях мне писали — «это потому что ты президент». А если проигрывал — то потому что кататься не умею. А пост порой мне даже мешал, приходилось менять планы, срочно прилетать в Россию и решать вопросы, например, в Минспорта или ОКР. И когда я заходил в кабинеты — загорелое лицо, выгоревшие волосы — у многих людей сразу срабатывал стереотип. Приехал какой-то оболтус с морей, отдыхает там. Было сложно — искать спонсоров, организовывать соревнования, работать на месте. Вам любой event-менеджер может рассказать о моментах, когда хочется просто сидеть и плакать. А мне еще приходилось соревноваться.
— Серф-движение в России сильно изменилось за те 10 с хвостиком лет, что вы являетесь его участником?
— Поначалу это было супер-андеграундом, про нас никто ничего не знал. А сейчас серфинг освещают все ведущие СМИ, мы не раз были в эфире разных телеканалов. Даже в передаче «Вечерний Ургант» на Первом. Серфинг получил официальное признание как вид спорта. Сейчас государство платит мне как члену сборной зарплату, пусть и небольшую — это очень важный факт. Плюс появляются спонсоры даже не из мира серфинга. Например, я единственный в России амбассадор марки Volkswagen Коммерческие автомобили — мне кажется, что это мега-круто.
— Теперь серфинг — еще и олимпийский вид спорта. Чувствуете ли изменения, с этим связанные?
— Как ни крути, но Олимпиада — главное событие в мире спорта. После этого включения в программу Игр к нам начали проявлять внимание и СМИ, и спонсоры, да и спортсмены. Раньше в сборную России, прямо скажем, очередь не стояла. А в нынешнем году в расширенный состав команды уже 30 человек вошло, замучаешься выбирать. А еще нельзя не сказать, что это поменяло и сам вид спорта. Сейчас активно продвигают искусственные волны, думаю, олимпийские турниры со временем уйдут в специальные бассейны. И серфинг разделится на две дисциплины — в бассейнах и на открытой воде.
В России есть места для серфинга — начинать лучше дома
— Что мне делать, если я никогда не стоял на доске для серфинга, но очень хочу попробовать?
— Пойти в серфинг-школу. Конечно, можно попробовать все сделать и самому, но я бы не советовал. Есть определенные правила взаимодействия с волной, это динамичная стихия. Не то же самое, что учиться кататься по асфальту на скейтборде или даже по снежному склону на сноуборде.
— А обязательно ли ехать куда-нибудь на далекие моря, чтобы встать на доску?
— Школы есть и у нас в России — в Петербурге, в Крыму, в Калининграде. Еще на Дальнем Востоке — Камчатка, Владивосток, Сахалин. Есть серфинг и в Дагестане, и в Мурманске. Мест достаточно. Так что если вам не повезло, и у моря вы не живете, то стоит поехать и попробовать серфинг в родных водах. Это самый простой и дешевый вариант, обычно двух-трех занятий хватает, чтобы понять, ваше это или нет.
На машине и пешком. Главное дойти до цели.
— То есть вполне можно сесть на машину, и за приемлемое время доехать до какого-нибудь спота?
— Конечно, главное — желание. Вот, например, сейчас у нас на сборах кандидатов в национальную команду три человека из Екатеринбурга. Еще есть пример, как один парень из Петербурга, никогда никуда не выезжавший и тренировавшийся только дома, на одном из этапов чемпионата России занял второе место.
— Вы серфили во всех океанах мира, включая Северный Ледовитый. Назовите ваш топ-3 лучших мест для катания по всему миру?
— Мне очень нравится на Мальдивах, потому что там очень стабильная погода, теплая вода. И по часовому поясу очень близко к России, поэтому никакой акклиматизации, джетлага и прочего. Еще мне очень нравится в Доминикане, потому что там не так много людей катается. Для мира серфинга это редкость, большинство спотов перегружено. А еще — Россия. Само ощущение катания в родных водах для меня такое волшебно-невероятное. Например, у нас в Петербурге не очень хорошие волны, но я занимаюсь там с большим удовольствием.
Предпочитаю автопутешествия перелетам
— А как эволюционировало ваше личное отношение к серфингу?
— Наверное, как любые отношения — и между людьми, и между человеком и работой. Изначально у меня было представление, сформированное голливудскими фильмами и различными серф-видео. Такой определенный романтический флер. Потом оказалось, что все намного сложнее, но разочарования не было. Хотя был такой период, когда я начал серьезно думать — что делать, когда я уже не буду кататься. В принципе, у меня есть и другие интересы, не скажу, что серфинг незаменим. Плюс я стал стараться отдыхать от него, чтобы его не было слишком много. Не хочется, чтобы в один из дней я просто выгорел и перестал получать удовольствие.
— Кстати об отдыхе. Все ваши путешествия связаны со спортом и катанием на разных досках, или вы можете, взять билеты на уик-энд куда-нибудь в Европу и пойти по музеям?
— Могу, и мне бы хотелось поступать так чаще. За последний год мне только раз удалось слетать на пару дней в Италию, просто погулять по улицам, посидеть в ресторанчиках. Смена деятельности всегда полезна. Но обычно мне на такое не хватает времени из-за большой занятости.
— Считаете количество посещенных стран?
— Да, их сейчас уже больше 40. Хотя в последние годы добавляется по одной-две, потому что в большинство мест я езжу регулярно. Индонезия, Мальдивы, Доминикана — это связано с моей работой.
— Нет предела совершенству — куда вы до сих пор сами не добрались, хотя очень хотите?
— Например, никогда не был в Мекке всех серферов — на Гавайях. Очень хочу съездить в Исландию. На Байкале я бывал, но не катался, надо восполнять этот пробел. Почти не был в Африке — хотелось бы попасть в ЮАР.
— Я сам, например, предпочитаю ездить на отдых на автомобиле. Ваш любимый вид транспорта для поездок?
— Согласен на 100 процентов. Когда я начал сотрудничество с Volkswagen мне дали пикап Amarok — мне казалось, что он супер-классный. С ним было комфортно ездить на любой дороге и в любую погоду. А потом однажды мне предложили Multivan, и я сразу поехал на нем в Европу. 15 тысяч километров навернул за одно путешествие — ночевали в нем, готовили еду прямо на пляже, выходили кататься прямо «с колес». Одно из главных достоинств Multivan — многофункциональный салон. Благодаря рельсовой системе процесс трансформации получается очень простым. Надо — разместили семь человек с комфортом. Потребовалось перевезти что-то объемное — убрали за считанные секунды сиденья, освободив место для багажа. В общем, теперь езжу только на нем, для меня это самый удобный вариант — и машина, и автобус. В поездках я в нем, можно сказать, и живу. И остановиться можно где угодно, и, если ты все правильно организовал, как будто и не уезжал из дома. Плюс вещи — их помещается очень много. Сейчас на сборы я взял с собой пять досок, четыре гидрокостюма — такого количества больше никто не привез, потому что не было возможности. А я все с собой притащил, и очень доволен.
Спонтанный выезд из Петербурга во Владивосток — один из лучших в жизни
— Были ли в вашей жизни спонтанные поездки, в которые вы собрались за несколько дней или даже часов?
— У серферов такое постоянно происходит — мы же зависим от прогноза погоды. Когда где-то приходят волны, мы видим это максимум за три дня. Однажды я сидел в Петербурге — у меня была неделя свободного времени, хотел провести его дома. Но увидел, что через два дня будут волны во Владивостоке. Я посчитал, что если выеду через несколько часов на машине в Москву, то сяду там на самолет и как раз успеваю добраться к сроку. Я купил билеты, мы сорвались. Прилетели, нас встретил друг, буквально по дороге на место, мы уже переодевались в гидрокостюмы — и это был лучший серфинг на территории России в моей жизни.
— Насколько тщательно относитесь к сбору вещей, есть ли какие-то лайфхаки, с этим связанные?
— У меня есть определенный набор предметов, которые никогда из чемодана не достаю. Недавно завел особую кладовую, сложил в нее все вещи. И теперь перед поездкой захожу туда и собираю в зависимости от условий — куда еду, какая погода, холодная или теплая будет вода, и так далее. А еще, на случаи когда совсем мало времени между путешествиями, у нас есть несколько чемоданов, которые мы с женой называем «холодный», «теплый». Еще «приличный» чемодан, где лежит одежда для выходов на публичные мероприятия. Рубашки, брюки, джемперы — хоть в телевизор, хоть куда.
— С чем вы никогда не расстаетесь в поездках?
— В первую очередь, это ноутбук и телефон. Потому что в воде мы проводим максимум четыре часа в день, а остальное время, как и многие люди, за компьютером. Затем, конечно, снаряжение для серфинга, зубная щетка и прочие гигиенические предметы. А в последнее время я везде с собой вожу собственную подушку. Это для меня стало настоящим открытием — пару лет назад меня один друг научил. Теперь даже если я лечу на самолете, у меня пол чемодана занимает подушка. Но это совершенно другой уровень комфорта, на самом деле.
В Грузию едем не только отдыхать
— Чем еще успеваете заниматься, кроме серфинга?
— Не так давно мы сняли фильм «Прибой» — впервые лента экстрим тематики попала в российские кинотеатры. И мы в прокате больше месяца продержались. Плюс выиграли уже 12 различных наград по всему миру. Кстати, в процессе съемок был очень забавный случай — мы ездили в Арктику, в Мурманскую область. Позвонили по специальному телефону, нам сказали, что все дороги открыты. Мы поехали, и в итоге застряли. Пришлось ночевать в Multivan — никакого дискомфорта. А рано утром нас уже освободили с помощью спецтехники.
— Предстоящая поездка в Грузию — как родилась ее идея?
— Привлекает, что там, как и в Сочи, можно в одно время заниматься и серфингом, и сноубордом. Плюс история, кухня, красота природы. Все друзья, кто ездил, говорят, что Грузия — классное место.
— Как говорят на границе — какова цель вашей поездки?
— Мы отправимся на нашем Volkswagen Multivan из Москвы. Он ведь не только городской автомобиль, и на сложных дорогах чувствует себя уверенно. Полный привод 4motion особенно выручает во время снегопада или на бездорожье, так что в горах обходимся без заносов. Но едем не только отдыхать — будем снимать продолжение нашего фильма, а он охватывает не только Россию, но и постсоветское пространство. Сейчас я еду на ограниченный срок, в основном покататься на сноуборде. Остальное пока в процессе. Но это только первая поездка, в Грузию я обязательно еще вернусь.
Оригинал статьи на Спорт Экспресс.
Фото Татьяны Елизарьевой.
Спасибо моим спонсорам:
Quiksilver Russia.
Volkswagen Коммерческие автомобили.
Смотрите и качайте для домашнего просмотра фильм #ПРИБОЙ в iTunes, Google Play, Okko, ivi, Megogo, Яндекс, Ростелеком, Мегафон в России.