Не так давно мы с Таней и командой Volkswagen коммерческие автомобили съездили в Грузию. Наверное там побывали уже все мои друзья, каждый из которых был в восторге. Я ни разу не слышал ничего негативного про поездки в эту страну. В общем посетить хотелось давно и очень рад, что это наконец удалось сделать. К сноуборду как — то охладел, но невероятно, что Гудаури и Грузия вернули мне запал. Даже покатался дома на домашней горке в Питере. Причем с огромным удовольствием. Ниже читайте мое новое интервью для Спорт Экспресс. О том как прошел наш трип.
Как совершить крутой автотрип по Грузии и где там покататься на сноуборде.
Известный российский серфер и амбассадор марки Volkswagen Коммерческие автомобили Сергей Расшиваев, недавно совершил автомобильное путешествие по Грузии. Его рассказ будет полезен тем, кто хочет совместить знакомство с уникальной культурой этой замечательной страны и катание в заснеженных горах, допустим, на сноуборде. Ниже — интервью Расшиваева.
— Что успели посмотреть в Грузии?
— Я был в Грузии три дня. Это была короткая поездка, можно сказать, разведка. За это время успел только погулять по Тбилиси и побывать на горнолыжном курорте Гудаури. Посмотрел склоны и то, как на этом курорте все устроено. Удивило, что в марте было много людей. Имею в виду не в Гудаури, там-то как раз понятно, а в Тбилиси.
— Что увидели из стандартного туристического набора?
— Конечно, посмотрели старый город. В Тбилиси есть как различные суперсовременные штуки, так и очень старые дома. Знаменитые деревянные балконы, белье сушится, и вот это все рядом друг с другом. Все-таки Тбилиси — столица, и поэтому такая разница удивила. В России контрастов хватает, но в столице Грузии, разумеется, их еще больше. А в целом, атмосфера очень хорошая.
— А за пределами Тбилиси?
— В Грузии христианство появилось раньше, чем у нас, поэтому там много старых монастырей. Они, конечно, выглядят очень интересно. В одной из таких церквей была красивая дверь — хотел сфотографироваться на ее фоне, но она открылась, оттуда вышел монах и пригласил зайти. Внутри нет такого богатого убранства, как у нас. Все каменное, смотрится очень просто, но при этом монументально.
Интересно было, когда мы пытались заехать наверх к этому храму. Там очень плохая дорога, а людям надо как-то зарабатывать: возят туристов на внедорожниках и сами снег убирают. А власти — нет. Боятся, что если много людей отправится на личных машинах по серпантину, то кто-нибудь сорвется. Поэтому местные нам сказали: «Видите, на дворе XXI век, а мы лопатами дорогу чистим вместо трактора».
Еще одна история. Едем в монастырь, а наверху легковая машина на резине без шипов стоит в снегу. Какой-то молодой грузин заехал и застрял. В общем, пока его всем миром вытаскивали, мы уже сходили в монастырь — спускаемся, а его снова занесло. Хорошо, что не в сторону оврага. Мы его выдернули, он с трудом спустился вниз. А наш водитель что-то ему крикнул вдогонку. Мы по-грузински не понимаем, думаем, отчитал дурака. А он нам: «У человека и так проблема, зачем я буду его еще ругать? Я ему просто сказал, чтобы не останавливался, ехал быстро, иначе опять застрянет». Мы очень удивились — какая-то теплота и житейская мудрость от него исходили. Мне эта ситуация показалась очень типичной для грузин.
— Грузия также славится своим гостеприимством и кухней. Удалось их оценить?
— К нам везде хорошо относились. Почти не видел людей, которые не говорят по-русски, я имею в виду старшее поколение. Что касается кухни — в целом, везде кормят вкусно, но вот найти настоящие хинкали оказалось большой проблемой. Это, наверное, как приехать в Рим и пойти съесть пиццу - скорее всего, она будет ужасной. Туристический поток большой, и много людей начинают заниматься ресторанным бизнесом. Хинкали далеко не везде вкусные, а многие вообще их не делают. Заходишь — в меню они есть, а на самом деле нет.
— Вы отправились из Москвы на своем Volkswagen Multivan. Не было ли приключений в пути?
— Ничего выдающегося в дороге не случилось. Единственное, чего опасались — в это время года можно застрять в горах из-за снегопадов, когда закрываются перевалы. Еще одна особенность, которую нужно учитывать — когда едешь за грузовиком, и из-за серпантина его нельзя обогнать, то почти что стоишь на месте. Можно полторы тысячи километров пройти за 15 часов, а потом пятьсот ехать еще сутки. Но с нами в этой поездке ничего подобного не происходило.
— Где ночевали по дороге?
— Как обычно — останавливаемся и просто ночуем, где захотим. У меня жена за рулем большую часть дороги, и можно меняться. Если совсем устал, можно прямо в машине спать. Чаще всего мы так и делаем, потому что это удобно. Раскладывается ряд сидений вровень, как кровать, и можно лечь. Multivan для меня — настоящий дом на колесах.
— Как покатались на сноуборде в Гудаури?
— Хорошо! Так как снегопада не было, то и фрирайда тоже — просто поездили по трассам. В целом, впечатления положительные. Курорт классный, достаточно современный, сейчас там все активно развивается и приятно находиться. Порой вообще не понимаешь во Франции ты, в России или в Грузии. Альпийский архитектурный стиль победил во всем мире, везде стоят одинаковые шале, но очень красиво. В Гудаури на удивление хорошие рестораны: очень вкусно готовят, большие порции и вменяемые цены.
— Вы занимались сноубордом еще до серфинга. Сейчас для вас это хобби или, может, способ поддержания формы?
— В Грузии я снова поймал хорошие ощущения от катания. Хотя было время, когда я относился к этому делу с опаской. Мне нравится кататься, но приходится сдерживать себя, ведь можно получить травму. К примеру, в прошлом году на чемпионате мира один из фаворитов, который в ходе сезона поехал на горном велосипеде и сломал ключицу, стал вторым. Кто знает, не случись это событие, он бы выиграл, а так мучился весь год. А может на самом деле после травмы он больше работал, и поэтому стал вторым — не знаю. Но мне кажется, если занимаешься спортом и посвящаешь ему жизнь, то нельзя в других местах рисковать. Получается, если я во время серфинга травмируюсь — это часть игры. А если катался на сноуборде ради веселья и что-то сломал, это не очень здорово.
— В горы и на серфинг процесс сбора багажа сильно отличается?
— По вещам примерно одно и то же, но список совсем другой. Берется чехол со сноубордами, креплениями, ботинками, горнолыжная одежда. В итоге выходит, что чехол для сноуборда весит столько же, сколько для серфа. Горнолыжного снаряжения нужно больше, но это компенсируется тем, что на серфинг я беру несколько досок, а на сноуборд только одну.
— Без чего вы в горы точно не поедете?
— Не люблю ездить без своего снаряжения. Самое необходимое — конечно, ботинки. Эта вещь очень индивидуальная. Многое можно арендовать на месте, но вот ботинки лучше иметь свои. В свое время сам работал продавцом экипировки и точно знаю, что очень трудно подобрать подходящую и комфортную обувь.
— Грузия входит в число мест, где вы собираетесь снимать продолжение фильма «Прибой»…
— Пока мы ничего не снимали, просто смотрели локации. Нам интересна историческая составляющая, потому что фильм охватывает все постсоветское пространство. Волны — вообще отдельный пласт. Но горы, монастыри, всю старинную красоту важно посмотреть самому. Бывает, что представляешь себе одно, а на месте оказывается совсем другое.
— Теперь знаете, что именно будете там снимать?
— Еще нет. У нас всегда два формата: либо местный герой, который расскажет свою историю, либо рассказ о том, как мы едем искать новые места и возможности для серфинга. Серф-сообщества, к сожалению, в Грузии сейчас нет. Хотя один из ребят, входящих в сборную России, живет там. Есть еще один местный серфер, которого я лично знаю. Вроде бы все. Поэтому надо будет приехать уже под прогноз погоды, покататься и познакомиться с единомышленниками.
— Как вам кажется, в плане развития серфинга Грузия — перспективная страна?
— Да, конечно. Там есть все условия. Так же, как и на нашем черноморском побережье, и в Турции. Просто люди еще до этого не дошли. Как раз и нужно дать им толчок.
— Когда рассчитываете выпустить продолжение своего фильма?
— Если начнем снимать в этом году, то думаю, в середине-конце следующего года.
— Интерес со стороны прокатчиков есть?
— В целом, да, так как у нас все хорошо прошло в кинотеатрах и продолжает идти — сейчас «Прибой» показывает «Аэрофлот» на своих рейсах, причем, в разделе «Новинки кино». Наш фильм поставили рядом с мировыми блокбастерами, это тоже показатель успешности, учитывая, что у нас нет бюджета на рекламу — люди сами выбирают.
— Какие путешествия у вас в планах на ближайшее время?
— Я сейчас нахожусь на Мальдивах, потом поеду в Сочи. Там будет большой фестиваль, посвященный сноуборду и серфингу. И в это же время будут проходить всероссийские соревнования по серфингу. Заняв призовое место, можно попасть в расширенный состав сборной страны на следующий год, в них я и буду участвовать. Потом планирую поехать в США, потренироваться на искусственной волне. Затем на майские праздники опять поеду на Мальдивы, проводить обучающие лагеря для продвинутых серферов.
— А как же фильм?
— Во второй половине мая, возможно, уже начнем снимать. Хотим обязательно посетить Байкал. Многим кажется, что на озере нельзя кататься на серфинге, но возможность наверняка найти можно. В тех местах, которые были в первой части, мы хотим зайти еще дальше. На Курилах пойдем разведывать новые места. На Камчатке будем снимать в бухтах, которые расположены не около города, а чуть дальше. На севере есть несколько труднодоступных мест, куда мы пока не добирались. Но главное не это. Хочется показать новых героев. У нас очень много интересных людей, занимающихся серфингом. Кстати, из-за большого количества их историй, министерство культуры долго не могло определить, художественный наш фильм или документальный. В итоге, мы сами сформулировали жанр как «художественная документалистика».
Оригинал интервью Спорт Экспресс.
Спасибо моим спонсорам:
Quiksilver Russia.
Volkswagen Коммерческие автомобили.