Мой первый опыт работы фотографом и видеографом в серф-кемпе на Мальдивах начался неожиданно, когда меня пригласил Сергей Расшиваев, организатор и инструктор "Райский сёрф-трип". Хотя с 2008 года я занимаюсь спортивной фотографией, профессионально снимать сёрфинг для заказчика ещё не доводилось. Предложение было слишком заманчивым, чтобы отказаться.
Серфинг всегда казался мне эстетичным и динамичным видом спорта, но теперь мне предстояло взглянуть на него совершенно по-новому, через объектив камеры.
Задачи, которые стояли передо мной, были разноплановыми. Главная из них заключалась в съёмке видео проездов участников кемпа на волнах, чтобы позже инструкторы могли детально разобрать их технику и дать полезные рекомендации. Помимо этого, мне нужно было фиксировать яркие и эмоциональные моменты кемпа — как на волнах, так и в процессе отдыха. Эти кадры служили не только для анализа, но и для того, чтобы у участников осталась память о путешествии.
Подготовка к съёмкам на воде оказалась серьёзным испытанием. Для съёмки серферов с лодки я приобрел длиннофокусный зум-объектив, так как большинство съёмок происходило на расстоянии 250-300 метров от берега. Но оборудование — это лишь часть дела. Главной трудностью оказалась стабилизация камеры на качающейся лодке, что требовало не только опыта, но и физической подготовки. Я заранее начал тренировать свои движения, чтобы во время съёмок меньше поддаваться влиянию волн. И хотя никакая подготовка не может полностью симулировать реальную ситуацию, мне предстояло многому научиться уже в процессе.
Съёмки на лодке требовали точности и выдержки. Держать серферов в кадре, находясь на постоянно качающемся судне, — задача не из лёгких. В первое время мне тяжело удавалось сохранять стабильность, и большинство кадров получались с заметной тряской. Ребята даже шутили, что я выгляжу так, будто меня вот-вот выбросят из лодки. К тому же с такого расстояния иногда было сложно понять, кто из серферов принадлежит к нашей группе, а кто нет. Случались моменты, когда я снимал «чужих» людей на волне, и лишь потом понимал ошибку. Но несмотря на все эти трудности, участники кемпа были настроены очень позитивно и дружелюбно. Это значительно облегчало работу — все радовались возможности оказаться в объективе камеры.
Мой типичный день в кемпе начинался рано — в 5:30 утра. Это давало мне время подготовиться и сделать все личные дела до начала съёмок, ведь к 8:00 мы уже отправлялись на первую каталку. В общей сложности за 15 дней кемпа я отснял 29 выездных сессий. Одной из моих первоначальных опасений было сильное воздействие солнца. Работать приходилось на белой лодке, где даже под крышей солнечные лучи отражаются от поверхности и попадают на кожу. Однако, к моему удивлению, двухлетняя жизнь на Бали сделала мою кожа толерантной к таким условиям. Отделался лишь лёгким загаром.
Что касается организации процесса съёмок, то они проходили по схожему сценарию. Лодочные выезды на споты, поиск нужных ракурсов, попытки удержать серферов в кадре и стабильность на лодке стали моим ежедневным "днём сурка". Тем не менее, я поставил себе обязательное условие — каждый день возвращаться с хотя бы одним действительно ценным кадром. Это держало меня в тонусе и не позволяло расслабляться.
Иногда условия на воде были настолько сложными, что мне приходилось думать не только о качестве съёмки, но и о защите своего оборудования от солёной воды. Бывали моменты, когда лодку так сильно качало, что я всерьез задумывался, как уберечь камеру от контакта с морской стихией. Однако удача была на моей стороне, и всё обошлось без инцидентов.
Обработка отснятого материала стала неотъемлемой частью моей работы. Я старался редактировать видео прямо на лодке, по пути обратно на наш остров Huraa, чтобы участники кемпа как можно быстрее получили свои видео с заездов. Основная задача заключалась в том, чтобы отрезать лишние кадры и применить лёгкую стабилизацию, давая инструктору чистый материал для разбора.
Для организаторов было важно, чтобы участники кемпа вернулись домой не только с новыми навыками, но и с красивыми памятными кадрами. Фотографии и видео должны были запечатлеть дух кемпа, его атмосферу, эмоции, радость от покорения волн. И хотя я больше сосредоточился на технической стороне работы, я всегда помнил, что моя главная задача — передать тот самый момент, когда человек чувствует себя частью океана.
После этого проекта я сделал неожиданный для себя вывод. Несмотря на красоту и динамику сёрфинга, у меня не появилось желания самому встать на доску. Я осознал, что гораздо больше мне нравится показывать этот вид спорта через камеру, чем быть активным участником. Зато я понял, насколько многогранен этот спорт с точки зрения съёмки. Для того чтобы запечатлеть серфинг во всей его красе, нужно не только умение держать камеру, но и понимание природы океана, особенностей волн, психологии серферов и визуально-эстетический подход. Этот опыт не просто расширил мои профессиональные горизонты, но и дал мне возможность по-новому взглянуть на свою работу как фотографа и видеографа.
А Мальдивы подарили потрясающие виды за эти 15 дней кемпа.
Автор текста и фото Денис Тырин.